Велосипедный шлем – ключевая часть экипировки спортсмена. Покупать его нужно вместе с велосипедом или даже раньше – и точно до того момента, как вы впервые решите сесть за руль. Потому что от ДТП и падения никто не застрахован – даже профессиональный велосипедист.
Правильно подобранный велошлем – это тот, который удобен, не создает неудобств, подходит по размеру, нравится внешне и соответствует индивидуальному стилю езды. Велошлемы бывают разные – а мы расскажем вам, как выбрать нужную модель.
Чтобы выбрать велосипедный шлем, нужно ориентироваться на стиль катания. По этому критерию выделяют 4 основные типа этой экипировки:
а) шлем кросс-кантри – его также используют для горной и шоссейной езды;
б) шлем-котелок (подходит для BMX, стрит, дерт, даунхил):
в) фулл-фэйс – полнолицевой шлем для экстремального катания;
г) шлем для гоночной и шоссейной езды.
Остановимся на каждом варианте подробнее.
Самый распространенный тип велошлема. Его используют для езды по шоссе и горным дорогам без элементов экстрима. Он легкий, хорошо вентилируется, оснащен козырьком, который защитит от света фар встречного транспорта, прямых солнечных лучей, дождя и, самое главное, грязи. В некоторых вариантах козырек может быть съемным. Комплектация может включать дополнительную съемную защиту для челюсти.
Стандартная комплектация включает корпус, внешнюю и внутреннюю оболочку, усиленный каркас и козырек. Размер может регулироваться посредством ремешка с пряжками и замка, ползунками или регулировочным диском. Внутри к корпусу липучками крепятся поролоновые прокладки, которые усиливают защиту и впитывают пот.
Котелок – это велошлем для экстремального катания, прыжков на велосипеде. Его конструкция защищает виски и затылок, лицо остается открытым. Изготовлен из прочных материалов, поэтому тяжелее, чем шлем кросс-кантри, и хуже вентилируется. Но это позволяет ему обеспечить более высокий уровень защиты.
Поскольку лицо открыто, на ходу можно выпить воды, перекусить, переговорить с кем-то. Дополнительный плюс – дыхание не затруднено.
Его выпускают в трех стандартных размерах (S-L). Регулировать размер велосипедного шлема этого типа можно минимально, используя мягкие прокладки. Но они позволяют обеспечить миллиметровую разницу, поэтому к выбору размера нужно подойти очень ответственно.
Самый «прокачанный» шлем для велосипеда: он предполагает агрессивное, экстремальное катание – фрирайд, байкер-кросс, скоростной спуск. Его задача – максимальная защита головы (включая лицо) и шеи.
Внешне эта модель похожа на мотоциклетную, но она намного легче. Хорошо вентилируется. Особенность шлема – регулировать объем невозможно, поэтому правильно подобранный размер играет решающую роль. Мягкие прокладки внутри обеспечивают только комфортное ношение, но не регулировку размера. Важно, чтобы такой велошлем сидел очень плотно, не болтался, но при этом и не сдавливал виски.
Специальные модели для гоночных соревнований. Они очень легкие, характеризуются специально аэродинамической формой, чтобы обеспечить минимальное сопротивление воздуха во время соревнования. В таком шлеме нет специальных отверстий для вентиляции, но за счет конструкции и открытого лица он не создает дискомфорта и затруднения дыхания во время езды.
Вне зависимости от типа велошлема, их конструкция в целом одинакова. Основные элементы следующие:
Изготовители предполагают, что функциональный срок эксплуатации велосипедного шлема – 3-5 лет. Но на практике он изнашивается быстрее. Дело в том, что полимеры, из которого изготовляются велосипедные шлемы, портятся от ультрафиолета и перепада температур, а катание предполагает длительное нахождение на солнце (а солнечные лучи – это ультрафиолет). Поэтому его стоит менять раз в 2-3 года.
Но это в случае, если шлем не подвергался физическому и механическому воздействию. Если вы упали или попали в ДТП, и экипировка приняла удар на себя – меняйте. Она свою задачу уже выполнила. От механического удара конструкция подвергается деформации. Даже если внешне повреждения почти не заметны, гарантии, что шлем «сработает» в следующий раз, нет.
Для того, чтобы выбрать велошлем по размеру, нужно измерить окружность головы. Она соответствует размеру велосипедного шлема – смотрите таблицу ниже. Но в ней приведены универсальные размеры — у каждого производителя может быть своя размерная сетка, и даже у одного бренда для разных моделей могут быть разные критерии деления на размеры. Это важно учитывать при выборе.
Таблица определения размера велосипедного шлема
Окружность головы, см |
48 |
50 |
52 |
54 |
56 |
58 |
60 |
62 |
64 |
66 |
Размер шлема |
4XS |
3XS |
2XS |
XS |
S |
M |
L |
XL |
2XL |
3XL |
Для более простой градации существуют универсальные размеры:
Но они подходят только для любительского спокойного катания.
Перед покупкой шлем обязательно нужно померить. Крайне важно, чтобы вам в нем было очень удобно, ничего не доставляло дискомфорта.
Если катаете зимой, учитывайте, что под шлем надевается специальная шапочка, и поэтому его размер должен быть чуть больше.
Очень важно правильно выбрать велошлем для ребенка. Понятно, что дети быстро растут и возникает желание «купить на вырост», но это не правильно – в таком случае он не сможет выполнять свою основную функцию – защитную.
Шлем надевается под прямым углом, надежно фиксируется ремешками и застежками. Козырек или корпус не должен заслонять обзор.
Обычно шлем оснащен специальным регулировочным кольцом. Подкручивайте его медленными движениями, пока шлем не сядет надежно и удобно. Важно, чтобы он не жал, не сдавливал, но сидел плотно. Обратите внимание, что застежки должны размещаться не на ушах, а под ними.
Но главное – носить шлем нужно всегда. Даже если вы решили прокатиться на заднем дворе. Дисциплина решает!